Признайтесь, что вы когда-нибудь, да грызли ногти. Или хотя бы сосали в задумчивости карандаш. Это дело прошлое, но вас беспокоит, что точно так же поступает ваш ребёнок. Проходят ли детские вредные привычки с возрастом, или нужно приложить к их искоренению какие-то усилия?
Многие дети возвращаются к своей вредной привычке в ситуации затруднения или размышления. Она помогает им не отвлекаться на окружающее, сосредоточиться на своих мыслях, ощутив своё тело: "Вот он, я! Только что укусил свой ноготь".

<strong>Ни минуты покоя</strong>

Практически все дети проходят в своём развитии этап, на котором у них появляются излюбленные действия. Кто-то постоянно почёсывается, кто-то ковыряет в носу, а некоторые периодически пританцовывают на месте. Несмотря на богатый двигательный репертуар, причиной всех этих привычек часто является неумение ребёнка выдерживать долгие паузы и справляться со скукой.

Обратите внимание, в каких ситуациях &quot;вредные&quot; движения усиливаются: например, во время томительного ожидания приёма в поликлинике, в транспорте. В это время тело ребёнка становится для него источником каких-то впечатлений, свою подавленную физическую активность (ведь вы только что просили его не бегать) он переносит в область более мелких, повторяющихся движений. Развлеките ребёнка интересным разговором или хотя бы дайте ему бумажку, которую можно мять, скручивать и теребить, - тогда кусание ногтей окажется неконкурентоспособным.

Если ребёнок буквально ни минуты не сидит на месте, хотя в его солидном, пяти-, шестилетнем, возрасте он уже мог бы быть поспокойнее, родителям стоит задуматься, не гиперактивность ли это, и обратиться за консультацией к неврологу. Многие дети возвращаются к своей вредной привычке в ситуации затруднения или размышления. Она помогает им не отвлекаться на окружающее, сосредоточиться на своих мыслях, ощутив своё тело: &quot;Вот он, я! Только что укусил свой ноготь&quot;. В этом случае родители могут подсказать ребёнку более приемлемые способы самоощущения: например, в задумчивости можно опускать голову вниз или подпереть щёку рукой.

Плюсом и минусом подобных привычек является то, что все эти движения взаимозаменяемы. С одной стороны, ругая ребёнка за то, что он теребит ухо, вы можете добиться только того, что он станет тянуть себя за нос. С другой стороны, это позволяет предложить ему альтернативы, которые он легко подхватит.

<strong>Ловкость рук</strong>

Ещё один источник вредных привычек - постоянное чувство тревоги. В этом случае однотипные повторяющиеся движения приносят ребёнку успокоение, чувство уверенности, помогают расслабиться. Именно к таким привычкам можно отнести детский онанизм. Пройдя стадию самопознания своего тела и обнаружив некоторые приятные функции отдельных его частей, ребёнок, не долго думая, начинает их использовать. Мама рассержена и не поцеловала перед сном? Ну и пожалуйста, я сам могу сделать себе приятное. Получая достаточное количество родительского внимания и ласки, ребёнку не понадобятся суррогаты.

Некоторые вредные привычки носят характер навязчивых движений или даже ритуалов. Например, ребёнок не может заснуть, пока не поставит тапочки строго перпендикулярно кровати и не проверит с десяток раз, остаются ли они в этом положении. Так же, как взрослый человек не может успокоиться до тех пор, пока не убедится, что дверь в квартиру заперта, ребёнок чувствует напряжение, пока угол между тапочками и кроватью остаётся &quot;неправильным&quot;. Не умея справляться с тревогой внутри себя, малыш бессознательно прибегает к внешнему &quot;ключику&quot; к спокойствию. Только создавая у ребёнка ощущение безопасности, можно отучить его от всевозможных ритуалов.

Выясните, чего он боится, и обсудите с ним его страх. При этом не нужно убеждать ребёнка, что только сумасшедший вор полезет ночью в окно на восьмом этаже или что инопланетяне не смогут приземлиться во дворе из-за ремонта теплосети. Переложите ответственность за разрешение подобных экстремальных ситуаций на себя: &laquo;А папа этому вору ка-а-ак даст кулаком!&raquo; или &laquo;Позови меня, и я попрошу инопланетян отвезти нас на море, чтобы не платить за самолёт&raquo;.

<strong>Вторая натура</strong>

Некоторые привычки становятся чертами характера ребёнка. Он постоянно опаздывает, не убирает за собой игрушки, развешивает по краям тарелки пенки от молока, не может оторваться от компьютерных игр. Основная причина состоит в том, что у ребёнка закрепились неправильные способы использования времени, вкусовые пристрастия или представления о том, как должна распределяться между членами семьи работа по дому. В таких ситуациях ваш талант Макаренко должен развернуться во всём своём масштабе.

Демонстрируйте на собственном примере, с каким удовольствием можно поглощать молочные пенки, как аккуратно сложены ваши вещи, и как вы совсем не носитесь с вытаращенными глазами по квартире, если опаздываете на работу. В общем, стоит задуматься, так ли далеко упало яблочко от яблони? Если вас трудно упрекнуть в аналогичных вредных привычках, научите своё чадо способам, которые помогут ему справиться с нежеланием выполнять скучные, не нужные ему действия и создайте для этого условия. Например, ребёнок с гораздо большим энтузиазмом будет складывать игрушки в большой ящик, чем расставлять их на полках. Каждая привычка для чего-то нужна, и избавить ребёнка от неё можно, только предложив ему что-то взамен. Не стоит также забывать, что многое из того, что взрослые запрещают ребёнку, они втихаря делают сами. И, значит, достаточно попросить ребёнка не делать &laquo;эти ужасные вещи&raquo; на людях, оставив за ним право быть самим собой.

Мария Баулина
http://medportal.ru


<br><br><strong><a href='http://www.playroom.ru/content/view/462/'>Смотреть статью на сайте...</a></strong>